

Проект «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей»
Документы по проекту «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей» Аннотация «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одарённых детей» Презентация «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей» Концепция и модели […]
Документы по проекту «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей»
- Аннотация «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одарённых детей»
- Презентация «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей»
- Концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей
- Проекты нормативных правовых актов федерального и регионального уровней; кейс локальных актов, обеспечивающих функционирование сети специализированных образовательных организаций для одаренных детей
В современных условиях развития страны, беспрецедентных свободы, неопределенности и рисков, в значительной степени теряют свое значение все ранее известные «объективные предпосылки» устойчивого развития: природные ресурсы, экономические модели, политические системы, идеологические ограничения, культурные стереотипы.
На первый план в качестве «пропуска в будущее», выходит то, что называется «человеческий капитал», понимаемый, прежде всего, как способность людей творить новое во всех областях, при этом не столько модифицировать, комбинировать то, что уже было разработано и освоено, а именно создавать новые, не имеющие аналогов в прошлом артефакты науки, техники, искусства, быта — Культуры в широком смысле.
В этой связи для России, которая в очередной раз в своей истории оказалась на пороге принципиально новой эпохи, крайне необходимо наличие достаточно большой и общественно значимой группы людей, обладающих личностной одаренностью, то есть высокоспособных к решению задач, которые в настоящее время даже не сформулированы, поскольку эти задачи никак не следуют из рефлексии допетровского, российско-имперского и даже советского опыта. Именно этим людям предстоит перевести страну в режим предвидения, прогнозирования, проектирования и реализации новаций во всех четырех сферах: духовно-культурной, политической, социальной, экономической.
Именно в условиях пока еще существующей устойчивости необходимо предпринимать значительные усилия для формирования уже в среде нынешних школьников и студентов значимой и в количественном, и в социально-референтном смысле группы одаренных личностей, призванных и способных перевести страну в режим устойчивого развития, то есть в ситуацию постоянного, надежного и стабильного творения новаций.
Актуальность выполнения Государственного контракта обусловлена тем, что стране именно сейчас крайне необходима гораздо большая по масштабам, существенно более продуманная и научно фундированная, чем когда-либо ранее в истории России, общественно-государственная, социально-педагогическая система поиска, образования и поддержки одаренных личностей.
Целью реализации проекта является: обеспечение экспертно-аналитического сопровождения формирования и развития системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
Достижение цели обеспечивается реализацией следующих задач:
- Проведение аналитической экспертизы зарубежного и отечественного опыта по созданию и деятельности специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
- Разработка концепции и моделей специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
- Разработка проектов нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также уровня образовательных организаций, обеспечивающих функционирование сети специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
- Разработка экспертно-аналитических материалов для руководителей органов управления образованием и организаций профессионального образования по вопросам создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
- Проведение экспертно-аналитических мероприятий для осуществления экспертизы и обсуждения разработанных материалов, выработки предложений по их доработке.
В 2016 году перед Исполнителем Государственного контракта была поставлена задача разработать методику проведения экспертного анализа практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей, выявления достижений и проблем развития.
В процессе выполнения работ в соответствии с Заданием Исполнителем была обоснована актуальность разработки методики, которая состоит в создании возможности конструирования необходимого структурного элемента в системе управления, обеспечивающего общественно-государственное измерение качества образования одаренных детей и подростков в Российской федерации, ее регионах и муниципальных образованиях.
Выявлены и представлены нормативные основания методики, описаны методологические подходы и принципы ее проектирования.
Подходы к разработке методики экспертного анализа практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей опираются на современные научно обоснованные представления о феномене одаренности, понимание специфики его проявления в детстве, знание о механизмах развития одаренности и ее структурных компонентах, характере рисков при осуществлении экспертной деятельности и способах их хеджирования, а также на нормативно – правовые и методические документы, регулирующие процедуры оценки деятельности образовательных организаций.
Образовательная деятельность по поддержке и развитию одаренности у обучающихся рассматривается в соответствии с отечественным подходом в определении детской одаренности, интегрировавшем в себе современные психологические теории творчества и одаренности и лучшие педагогические практики.
Данный подход отражен в «Рабочей концепции одаренности» и является методологической основой «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
В соответствии с требованиями Государственного контракта Исполнителем разработан глоссарий, включающий толкование 43 понятий и комментарии к ним.
Разработанная методика включает:
- пояснительную записку, отражающую цель ее создания, решаемые задачи, основные ориентиры и направленность, область практического использования и границы применения;
- определение и описание объекта и предмета экспертизы. В качестве объекта экспертизы Исполнителем определена практика создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей. Предметом экспертизы является выявление достижений и проблем развития практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей;
- описание основных методов экспертизы и экспертных процедур;
- критерии, показатели, оценочные шкалы, средства измерения и способы анализа результатов;
- проекты распорядительных и регламентирующих документов, в том числе федерального и регионального уровней управления образованием;
- требования к компетентности экспертов и способы ее оценки;
- описание организационных и технологических основ деятельности экспертов;
- поэтапное описание проведения экспертного анализа практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей;
- инструментарий для проведения экспертного анализа, позволяющий оценить имеющийся опыт, выявить достижения и проблемы;
- требования к ресурсному обеспечению экспертных процедур, в том числе ИКТ;
- требования к экспертному заключению.
Методика сопровождается рекомендациями по ее использованию и хеджированию рисков.
Материалы, разработанные в соответствии с Заданием, могут быть использованы как элемент управления в системе образования:
— участниками отношений в сфере образования при решении задач организации образования одаренных детей, измерения качества образования одаренных детей и подростков;
— участниками образовательных отношений в системах профессионального педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров;
— специалистами в области педагогических измерений для создания эффективной системы мониторинга организации образования одаренных детей.
Вебинар:
Институт мобильных образовательных систем проводит обучающий вебинар по вопросам организации экспертизы и обсуждения материалов, обеспечивающих создание и функционирование специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
К участию в вебинаре приглашаются руководители и специалисты органов управления образованием, руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего и профессионального образования, представители научных организаций.
Вебинар состоится 31 июля 2017 года в 11.00 (Мск)
Ссылка на регистрацию участников: http://b40347.vr.mirapolis.ru/mira/s/31CqyW
Семинар:
ИМОС проводит семинар по обсуждению материалов, обеспечивающих создание функционирование специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
В ходе семинара будут обсуждаться:
- концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей
- проекты нормативных правовых актов федерального и регионального уровней и уровня образовательных организаций.
К участию в семинаре приглашаются руководители и специалисты органов управления образованием, руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего и профессионального образования, представители научных организаций, ученые, представители родительской общественности.
Семинар состоится 7 августа 2017 года в 11.00 (Мск) по адресу: г. Москва, ул. Шереметьевская 29, 2 этаж, конференц-зал. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. По результатам семинара участники получают сертификат.
Оплата проезда и проживания участников осуществляется за счет направляющей стороны.
Заявки на участие в экспертно-аналитическом семинаре по прилагаемой форме просим направить до 28 июля 2017 г. по адресам электронной почты a.imos@yandex.ru и EKnyazeva70@gmail.com
Отчет по исполнению I-ого этапа Государственного контракта № 03.037.11.0056 от 06.10.16
Презентация: А.М.Кондаков
Презентации по вебинару:
- А. М. Кондаков — Перспективы развития образования одаренных детей
- А. В. Баркин — Модели специализированных образовательных организаций (СОО) для одарённых детей в Российской Федерации
- Е. Н. Князева — Организационные вопросы по проведению мероприятий в рамках проекта
- Н. В. Любомирская — Концепция специализированных образовательных организаций для работы с одаренными детьми
- Л. Н. Феденко — Экспертная оценка материалов, разработанных в рамках проекта ФЦПРО об экспертизе
Презентации по семинару 7 августа:
- А. В. Баркин — Модели специализированных образовательных организаций (СОО) для одарённых детей в Российской Федерации
- Н. В. Любомирская — Концепция специализированных образовательных организаций для работы с одаренными детьми
- А. А. Вавилова — Проекты нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, локальных актов, обеспечивающие функционирование сети специализированных образовательных организаций для одаренных детей
- А. М. Кондаков — Цифровое образование в цифровой экономике