В современных условиях развития страны, беспрецедентных свободы, неопределенности и рисков, в значительной степени теряют свое значение все ранее известные «объективные предпосылки» устойчивого развития: природные ресурсы, экономические модели, политические системы, идеологические ограничения, культурные стереотипы.

На первый план в качестве «пропуска в будущее», выходит то, что называется «человеческий капитал», понимаемый, прежде всего, как способность людей творить новое во всех областях, при этом не столько модифицировать, комбинировать то, что уже было разработано и освоено, а именно создавать новые, не имеющие аналогов в прошлом артефакты науки, техники, искусства, быта —  Культуры в широком смысле.

В этой связи для России, которая в очередной раз в своей истории оказалась на пороге принципиально новой эпохи, крайне необходимо наличие достаточно большой и общественно значимой группы людей, обладающих личностной одаренностью, то есть высокоспособных к решению задач, которые в настоящее время даже не сформулированы, поскольку эти задачи никак не следуют из рефлексии допетровского, российско-имперского и даже советского опыта. Именно этим людям предстоит перевести страну в режим предвидения, прогнозирования, проектирования и реализации новаций во всех четырех сферах: духовно-культурной, политической, социальной, экономической.

Именно в условиях пока еще существующей устойчивости необходимо предпринимать значительные усилия для формирования уже в среде нынешних школьников и студентов значимой и в количественном, и в социально-референтном смысле  группы одаренных личностей, призванных  и способных перевести страну в режим устойчивого развития, то есть в ситуацию постоянного, надежного и стабильного творения новаций.

Актуальность выполнения Государственного контракта обусловлена тем, что стране именно сейчас крайне необходима гораздо большая по масштабам, существенно более продуманная и научно фундированная, чем когда-либо ранее в истории России, общественно-государственная, социально-педагогическая система поиска, образования и поддержки одаренных личностей.

Целью реализации проекта является: обеспечение экспертно-аналитического сопровождения формирования и развития системы инновационного  общего образования  на основе создания  специализированных образовательных организаций  для  одаренных детей.

Достижение цели  обеспечивается реализацией следующих  задач:

  1. Проведение аналитической экспертизы зарубежного и отечественного опыта по созданию и деятельности специализированных образовательных  организаций  для одаренных детей.
  2. Разработка концепции и моделей специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
  3. Разработка проектов нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также уровня образовательных организаций, обеспечивающих функционирование сети специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
  4. Разработка экспертно-аналитических материалов для руководителей органов управления образованием и организаций профессионального образования по вопросам создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей.
  5. Проведение экспертно-аналитических мероприятий для осуществления экспертизы и обсуждения разработанных материалов, выработки предложений по их доработке.

В 2016 году перед Исполнителем Государственного контракта была поставлена задача разработать методику проведения экспертного анализа практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей, выявления достижений и  проблем  развития.

В процессе выполнения работ в соответствии с Заданием Исполнителем была обоснована актуальность разработки методики, которая  состоит в создании возможности конструирования необходимого структурного элемента в системе управления, обеспечивающего общественно-государственное измерение качества образования одаренных детей и подростков в Российской федерации, ее регионах и муниципальных образованиях.

Выявлены и представлены нормативные основания методики, описаны методологические подходы  и принципы ее проектирования.

Подходы к разработке методики экспертного анализа практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций  для одаренных детей опираются на современные научно обоснованные представления о феномене одаренности, понимание специфики его проявления в детстве, знание о механизмах развития одаренности и ее структурных компонентах, характере рисков при осуществлении экспертной деятельности и способах их хеджирования, а также на нормативно – правовые  и методические   документы, регулирующие  процедуры оценки деятельности образовательных организаций.  

Образовательная деятельность по поддержке и развитию одаренности у обучающихся рассматривается в соответствии с отечественным подходом в определении детской одаренности, интегрировавшем в себе современные психологические теории творчества и одаренности и лучшие педагогические практики.

Данный подход отражен в «Рабочей концепции одаренности» и является методологической основой «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»: одаренность трактуется как  системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей  ведут за собой  развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

В соответствии с требованиями Государственного контракта Исполнителем разработан глоссарий, включающий  толкование 43 понятий и комментарии к ним.

Разработанная методика включает:

  • пояснительную записку, отражающую цель ее создания, решаемые задачи, основные ориентиры и направленность, область практического использования и границы применения;
  • определение и описание объекта и предмета экспертизы. В качестве объекта экспертизы Исполнителем определена практика создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей.  Предметом экспертизы является выявление достижений и проблем развития практики создания и функционирования специализированных образовательных организаций для одаренных детей;
  • описание основных методов экспертизы и экспертных процедур;
  • критерии, показатели, оценочные шкалы, средства измерения и способы анализа результатов;
  • проекты распорядительных  и регламентирующих документов, в том числе федерального и регионального уровней управления образованием;
  • требования к компетентности экспертов и способы ее оценки;
  • описание организационных и технологических основ деятельности экспертов;
  • поэтапное описание проведения экспертного анализа практики создания и функционирования  специализированных образовательных организаций  для одаренных детей;
  • инструментарий для проведения экспертного анализа, позволяющий оценить  имеющийся опыт,  выявить достижения и проблемы;
  • требования к ресурсному обеспечению экспертных процедур, в том числе ИКТ;
  • требования к экспертному заключению.

Методика сопровождается рекомендациями по ее использованию  и хеджированию  рисков.

Материалы, разработанные в соответствии с Заданием, могут быть использованы как элемент управления в системе  образования:

— участниками отношений в сфере образования при решении задач организации образования одаренных детей, измерения качества образования одаренных детей и подростков;

— участниками образовательных отношений в системах профессионального педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров;

— специалистами в области педагогических измерений для создания эффективной системы мониторинга организации  образования одаренных детей.

Вебинар:

Институт мобильных образовательных систем проводит обучающий вебинар по вопросам организации экспертизы и обсуждения  материалов, обеспечивающих создание и функционирование специализированных образовательных организаций для одаренных детей.

К участию в вебинаре приглашаются руководители и специалисты органов управления образованием, руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего и профессионального образования, представители научных организаций.

Вебинар состоится 31 июля 2017 года в 11.00 (Мск)
Ссылка на регистрацию участников: http://b40347.vr.mirapolis.ru/mira/s/31CqyW

Семинар:

ИМОС проводит семинар по обсуждению материалов, обеспечивающих создание функционирование специализированных образовательных организаций для одаренных детей.

В ходе семинара будут обсуждаться:

  • концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей
  • проекты нормативных правовых актов федерального и регионального уровней и уровня образовательных организаций.

К участию в семинаре приглашаются руководители и специалисты органов управления образованием, руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего и профессионального образования, представители научных организаций, ученые, представители родительской общественности.

Семинар состоится 7 августа  2017 года в 11.00  (Мск) по адресу:

г. Москва, ул. Шереметьевская 29, 2 этаж, конференц-зал. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. По результатам семинара участники получают сертификат.

Оплата проезда и проживания участников осуществляется за счет направляющей стороны.

Заявки на участие в экспертно-аналитическом семинаре по прилагаемой форме просим направить до 28 июля 2017 г. по адресам электронной почты a.imos@yandex.ru иEKnyazeva70@gmail.com

Подробнее…

 


 

Отчет по исполнению I-ого этапа Государственного контракта № 03.037.11.0056 от 06.10.16

Презентация: А.М.Кондаков

Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей

Презентации по вебинару:
А. М. Кондаков — Перспективы развития образования одаренных детей
А. В. Баркин — Модели специализированных образовательных организаций (СОО) для одарённых детей в Российской Федерации
Е. Н. Князева — Организационные вопросы по проведению мероприятий в рамках проекта

Н. В. Любомирская — Концепция специализированных образовательных организаций для работы с одаренными детьми
Л. Н. Феденко — Экспертная оценка материалов, разработанных в рамках проекта ФЦПРО об экспертизе

 

Презентации по семинару 7 августа:
А. В. Баркин — Модели специализированных образовательных организаций (СОО) для одарённых детей в Российской Федерации
Н. В. Любомирская — Концепция специализированных образовательных организаций для работы с одаренными детьми
А. А. Вавилова — Проекты нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, локальных актов, обеспечивающие функционирование сети специализированных образовательных организаций для одаренных детей
А. М. Кондаков — Цифровое образование в цифровой экономике