В современных условиях развития страны, беспрецедентных свободы, неопределенности и рисков, в значительной степени теряют свое значение все ранее известные «объективные предпосылки» устойчивого развития: природные ресурсы, экономические модели, политические системы, идеологические ограничения, культурные стереотипы.

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря  2015 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу «… сделать российскую школу одной из лучших в мире. …такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны; она отвечает и запросам общества, и задачам национального развития. Важно вместе определить наиболее эффективные, действенные инструменты реализации наших планов».

При создании школы XXI века необходимо учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий и переход к новому технологическому укладу. Современная школа должна опережать время, чтобы готовить подрастающее поколение к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить.

Необходимо создать реальные условия для повышения качества образовательного процесса и достижения высокого уровня образовательных результатов обучающихся, а также для более эффективного использования бюджетных средств, что является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российского образования, социально-экономического и научно-технического развития, формирования новой отечественной экономики, построенной на знаниях.

Задачи опережающего развития российского образования требуют разработки и внедрения эффективных механизмов постоянного обновления содержания общего образования, использования для его реализации новых современных педагогических технологий, в том числе информационных технологий.

Электронное и дистанционное обучение, смешанное и  мобильное обучение это наиболее быстро и динамично развивающиеся технологии, позволяющие создавать новые модели и формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие достижение качественно иных результатов. Они не только формируют новые образовательные потребности населения, но и удовлетворяют все возрастающие образовательные запросы пользователей.

Начиная с 2006 года в Российской Федерации были реализованы крупные федеральные проекты в области образования: приоритетный национальный проект «Образование», проект «Информатизация системы образования», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект «Модернизация региональных систем образования»,   в рамках которых проведена масштабная модернизация сети и инфраструктуры общего образования. В деятельность образовательных организаций  были внедрены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),  проведена компьютеризация школ и подключение их к сети Интернет,  осуществлена переподготовка сотен тысяч учителей, которые сегодня используют ИКТ в своей повседневной практике, проведена модернизация общеобразовательных организаций путем организации в них дистанционного обучения, увеличена пропускная способность и оплата интернет-трафика, обновлено программное обеспечение, разработаны и приобретены школами электронные образовательные ресурсы.

Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313, поставлена задача повышения качества образования на основе информационных технологий.

Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) получило принципиально новую законодательную основу в связи с введением нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Впервые законодательно закреплена возможность использования при реализации общеобразовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,  нормативно описана сетевая форма реализации образовательных программ, закреплено право учащихся осваивать образовательные программы на основе индивидуальных учебных планов, включая ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, как в образовательной организации, так и вне ее в форме семейного обучения или самообразования. Эти решения обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных запросов всех участников образовательных отношений, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Тенденции поступательного развития, направленные  на достижение ключевых показателей в сфере образования, в том числе установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,   получили дальнейшее развитие  в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295), а также в перечне поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

Вместе с тем, ре­зуль­та­ты исс­ле­дова­ний образовательных достижений российских школьников  (вклю­чая меж­ду­народ­ные срав­ни­тель­ные исс­ле­дова­ния) сви­детель­ству­ют о на­личии оп­ре­делен­ных проб­лем в дос­ти­жении ка­чест­ва об­ще­го и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния. Отмечается, что одной из важнейших проблем современного общего образования России является отсутствие научно обоснованных подходов к формированию информационно-образовательной среды и  методического обеспечения  ее использования; неэффективность, эпизодичность использования ИКТ  как в учебном процессе, так и управленческой практике. Остается невысокой информационная культура педагогических и руководящих работников. Недостаточно реализуются вариативные формы получения образования для детей с различным уровнем образовательных потребностей. Важной социальной проблемой является недостаточное обеспечение доступности получения общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая изложенное, особую актуальность в настоящее приобретает создание российских платформ для организации и управления образовательным процессом в школе, а также онлайн-обучения, разработка электронных образовательных ресурсов для использования в широкой педагогической практике, что в сочетании с применением лучших отечественных практик электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий позволяет говорить о формировании инновационной информационно-образовательной среды.

Инновационная информационно-образовательная средаэто совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических, финансово-экономических,  материально-технических и  информационных условий, в системном взаимодействии с которыми происходит  развитие личности и социализация обучающихся.

Создание и развитие информационно-образовательной среды особенно актуально в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Целью реализации проекта является: обеспечение поддержки и распространения инноваций в области проектирования и развития информационно–образовательной среды в  общеобразовательных организациях Российской Федерации.

 Достижение цели  обеспечивается реализацией следующих  задач:

  1. Разработать дидактические и научно–методические основы создания и развития инновационной информационно–образовательной среды (далее – ИОС) общего образования;
  2. Сформулировать требования к инновационной информационно–образовательной среде для всех уровней общего образования (на основе анализа передового российского опыта и с учетом обсуждений в экспертном и педагогическом сообществе);
  3. Разработать и апробировать методику экспертной оценки ИОС в образовательных организациях всех уровней общего образования;
  4. Подготовить команду тьюторов-экспертов для проведения экспертной оценки ИОС в общеобразовательных организациях;
  5. Сформулировать предложения к разработке Концепции и Программы развития ИОС общего образования

В 2016 году  перед Исполнителем Государственного контракта были поставлены задачи:

  1. Проанализировать международный и отечественный опыт в сфере проектирования и развития ИОС общего образования и на основе проведенного анализа разработать аналитическую записку.
  2. Проанализировать нормативные правовые документы Российской Федерации в сфере образования, международные документы, научно-методическую литературу в сфере электронного образования и мобильного обучения, реализации ФГОС общего образования в части определения понятий, используемых для создания и развития ИОС общего образования, а также ее экспертно-аналитической оценки, систематизировать и обобщить результаты проведенного анализа и разработать на их основе Глоссарий по теме «Информационно-образовательная среда общего образования».
  3. Разработать научно-методические и дидактические основы создания и развития ИОС общего образования на основе анализа международного и отечественного опыта.

В процессе выполнения работ в соответствии с Заданием  Исполнителем  была обоснована актуальность разработки унифицированной терминологии развития электронного образования в системе общего образования Российской Федерации.

Был проведен анализ:

существующих практик (международных, зарубежных и отечественных) по проектированию, созданию и функционированию информационно-образовательной среды общего образования;

нормативных правовых документов зарубежных стран и Российской Федерации, регламентирующих вопросы развития ИОС общего образования;

экспертных оценок по вопросам внедрения и функционирования ИОС общего образования.

На основе проведенного анализа был сформирован Глоссарий по теме «Информационно-образовательная среда общего образования», в котором дано толкование 562 терминов электронного образования и общепедагогических терминов, указаны источники, в которых данные термины определены, даны комментарии к терминам.

Проведенный анализ позволил также разработать дидактические и научно-методические основы развития инновационной информационно-образовательной среды общего образования.

В них отражены:

  • принципы создания и функционирования ИОС общего образования;
  • основные требования к информационно-образовательной среде;
  • структурные компоненты информационно-образовательной среды общеобразовательной школы, которые предполагают активность всех участников образовательного процесса – обучающихся и их родителей, педагогов и администрации образовательной организации;
  • эффективные (по мнению экспертного сообщества) возможные модели ИОС школы и подходы к их реализации;
  • возможности интеграции ИОС школы в единую информационно-образовательную среду общего образования муниципалитета, региона;
  • необходимые для эффективного функционирования ИОС школы и повышения качества общего образования изменения в информационно-технологической инфраструктуре общего образования, на основе использования современных образовательных технологий;
  • нормативное правовое, организационно-техническое и методическое обеспечение внедрения дистанционного обучения, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения в образовательный процесс;
  • а также формирование кадрового управленческого и педагогического ресурса для реализации моделей ИОС, включая дистанционное обучение, электронное обучение, внедрение дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения в образовательный процесс.

Материалы,   разработанные в соответствии с Заданием,  могут быть использованы как элемент управления в системе  общего образования:

  • представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при решении задач создания регионального и муниципального сегментов единой информационно-образовательной среды общего образования;
  • участниками отношений в сфере общего образования при решении задач проектирования, создания, функционирования и развития инновационной информационно-образовательной среды в общеобразовательных организациях;
  • участниками образовательных отношений в системах профессионального педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров при решении вопросов подготовки и переподготовки педагогов в направлении организации образовательного процесса с использованием ресурсов и возможностей ИОС общего образования.

    Апробация методики экспертной оценки ИОС общеобразовательной организации:
    Методика экспертной оценки
    Инструкция по проведению апробации
    Оценочный лист по структуре и содержанию Методики
    Анкета для экспертов


    ИОС и ее экспертная оценка

     

    Ссылка на вебинар по методике экспертной оценки ИОС:
    https://youtu.be/45PxXYdENQw

    Обучающий семинар с целью подготовки тьюторов:

Форма заявки 

 Программа семинара 28-29 апреля 

Письмо МОН и ИМОС в регионы   

  Письмо ИМОС в регионы о семинаре   https://www.youtube.com/watch?v=XXDumGnL0r0&feature=youtu.be

 https://drive.google.com/file/d/13QZj1nvGqveyuuVQl4XoUJaa5GfKI8lp/view?usp=drive_web

 


 

Отчет по исполнению I-ого этапа Государственного контракта № 03.037.11.0055 от 06.10.16

Презентация:  А.М.Кондаков

Поддержка и распространение инноваций в области проектирования и развития информационно-образовательной среды в общеобразовательных организациях на основе экспертной оценки российского современного опыта.