Образование 3.0

Образование 3.0

 

Стенограмма выступления А.М. Кондакова на пленарном заседании III международной конференции «С новыми образовательными технологиями к новым образовательным результатам»

Динамика развития образования настолько высокая, что в ближайшее время мы будем представлять уже подходы к образованию 4.0, но это отдельная тема, пусть останется интрига.

 

Когда мы говорим о системе образования, то очень четко понимаем, что она не существует сама по себе, не является самоценностью, а удовлетворяет определенные запросы семьи, общества, государства, запросы той общественно-экономической формации, которая существует в этот период времени.

«Но на сегодняшний день мы должны четко понимать, что в ближайшее время грядет радикальная смена экономического климата на планете. И причина здесь не цены на нефть и вооружение, а информационные технологии и знания»

В последнее время мы очень много говорим о том, что живем в постиндустриальную эпоху, одновременно, что в «информационном обществе», но при этом подчеркиваем, что мы живем в условиях «знаниего общества». В этих дефинициях надо разобраться. Когда мы начинали работу над стандартом, то разбирали термины: «стандарт», «компетенции», «компетентность», для того, чтобы четко и внятно договориться о едином глоссарии.

На этапе постиндустриального общества, изменения идут очень быстро, это на самом деле не очень большой промежуток времени, примерно 30-40 лет второй половины ХХ века. Затем наступил бурный технологический всплеск, информационная революция, мы поняли, что мы живем в информационном обществе, но неожиданно стали отмечать сходство, что информационные технологии это в большей степени инструмент, а что же является продуктом? А продуктом являются знания, поэтому и заговорили о «знаниевой» экономике общества. Но на сегодняшний день мы должны четко понимать, что в ближайшее время грядет радикальная смена экономического климата на планете. И причина здесь не цены на нефть и вооружение, а информационные технологии и знания.

Индустриальная эпоха характеризовалась разделением труда в производстве товаров и услуг. Постиндустриальная эпоха – мы наблюдали аутсорсинг, разрушение монополии заводов, фабрик, отказ от массового производства, массовой культуры, массового образования, т.е. то, что сформировало современную бизнес-среду. Информационная эпоха – это глобальные коммуникации, «краудсорсинг», стирание границ между предприятиями, сотрудниками, клиентами, разрыв границ, перераспределение трудовых ресурсов. Эпоха знаний – это уже другая эпоха, рост занятости в науке, образовании, технологиях. Изменилась «марксова» цепочка «деньги-товар (т.е. производство) – деньги – сбыт». На сегодняшний день — это цепочка «деньги – знания – наука – образование – технология – деньги – инновации – высокотехнологичный бизнес». Поэтому, когда мы говорим о требованиях к системе образования, к развитию системы образования, должны понимать, что происходит глобальное перераспределение влияния в мире в сторону тех, кто владеет знаниями и технологиями. Наступает экономика авторского права и защиты технологий. От товара мы переходим к компетенциям человека, которые имеют максимальную стоимость.

Сегодня стоимость компании определяется профессионализмом ее сотрудников.

Сегодня стоимость компании определяется, прежде всего, профессионализмом ее сотрудников. И основным ресурсом экономики становится человек. Начинается борьба за таланты. Классический пример – возвращение Стива Джобса в Apple и одномоментно рост акций компании на 25%. Я никогда не забуду общение с человеком, специалистом из Apple, я спросил, какое твое самое большое достижение в жизни, он поднял iPhone, и ответил, вот это – с нуля до миллиардных продаж. Такие профессионалы стоят огромных денег. Мы должны понять, что государство, которое не осознает, что основной актив — не природные ресурсы и армия, а способность производить знания, рискует потерять идентичность. Образование, как никогда раньше, становится ключевым элементом и фактором устойчивого развития экономики, оно должно ориентироваться на перспективные запросы семьи, общества и государства. На сегодняшний день ориентиры меняются настолько быстро и динамично, изменения будут продолжаться и идти по нарастающей. Основным продуктом системы образования являются профессионально-мобильные, конкурентоспособные, успешные выпускники. Мы в свое время с Александром Григорьевичем Асмоловым и другими коллегами, при разработке стандартов, формулировали портреты выпускников, ориентируясь именно на этот фактор.

Сегодня мы не можем говорить о социально-экономическом развитии субъектов федерации и страны в целом вне контекста формирования человеческого капитала. «Человеческий капитал» складывается из следующих составляющих – это знания, навыки и компетенции ХXI века; креативный капитал, инновационные возможности, творчество, критическое мышление и т.д. и, конечно, это социальный капитал (гражданская позиция, умение общаться, коммуницировать), механизмы социального взаимодействия, сотрудничества и распространение знаний. И не для кого уже сегодня не секрет, что рост человеческого капитала на 1% приводит к росту производительности труда на 3,8 %. Это очень серьезная цифра, но это деятельность не только высшего образования, как мы обычно привыкли об этом говорить, а в совокупности дошкольного, начального, основного и т.д., т.е. то, что мы называем непрерывным образованием.

…мы не можем говорить о социально-экономическом развитии субъектов федерации и страны в целом вне контекста формирования человеческого капитала.

Мы проанализировали мировой опыт модернизации образования и экономических результатов. Самые феноменальные результаты сегодня показывает Сингапур. Концепция безусловного лидерства привела к созданию самой эффективной системы образования и росту ВВП за 40 лет в 160 раз.

Китай. Скоростной рывок начали с «дошкольного образования». ВВП вырос в 100 раз. Широкое сотрудничество учителей между образовательными организациями, школы объединены в образовательные комплексы и т.д.

Если говорить об индустриализации настоящего и будущего, то сегодня все технологические процессы последних лет лежат на стыке информационных технологий и технологий физического мира.

Южная Корея. Развитие с опережением на основе ИКТ. ВВП вырос в 140 раз.

Япония. 100%  охват ИКТ, робототехникой, обязательное дополнительное образование для всех. Рост ВВП в 25 раз за 40 лет.

Финляндия. Свобода и возможности, все школы инклюзивные. ВВП вырос в 23 раза.

Обратите внимание – разные страны, разные системы ценностей и культура, разные подходы на достижение результата. Когда мы говорим об образовании ХXI века, мы должны задуматься о том, каким будет мир через 20 лет, когда наши дети закончат школы и выйдут в самостоятельную жизнь. Мы должны понять какими навыками должны обладать наши дети, чтобы быть успешными в этом мире. Естественно, мы должны задуматься над тем, а что определило эффективность нашего собственного образования, что из традиций образования мы можем использовать в наших разработках. И, безусловно, четко понимать, чем отличается образование ХXI века от века ХХ.

Если говорить об индустриализации настоящего и будущего, то сегодня все технологические процессы последних лет лежат на стыке информационных технологий и технологий физического мира. Основная добавленная стоимость достается не производителям элементной базы, а системным интеграторам. А что завтра? А завтра основная добавленная стоимость — это генерация знания, это инжиниринг, это консалтинг, это дизайнерские центры и через какое-то время мы вернемся назад («спираль Маркса»), отказавшись от классической модели массового производства, к «бутиковой» модели, условно так ее называем, на новой технологической базе. Происходит возрастание роли малого и среднего бизнеса в уникальных разработках и производствах, персонализированных под конкретные запросы. Вот это самое принципиальное изменение, которое нас ожидает уже в ближайшие годы.

На чем основана новая экономика? На другом человеческом ресурсе, на интеллекте и компетенциях, на инжиниринге и гибких автоматизированных производствах, на программном обеспечении – это обеспечивает будущее. Новые рынки по сути сетецентричны. Основная добавленная стоимость создается инжинирингом, программным обеспечением и сетевым взаимодействием в бизнесе, ориентированным на потребности человека, и на их удовлетворение. Поэтому, когда мы говорим о конструировании образования будущего, мы думаем о прогнозируемых профессиях завтрашнего дня: системный биотехнолог, IT-медик, энергоаудитор, архитектор живых систем, архитектор виртуальности, метеоэнергетик и т.д. И это уже не фантастика. Десять лет назад мы не могли предположить, что появление WI-FI и интернета перевернет всю жизнь и бизнес. Сегодня уже активно используются 3D – принтеры в школах и в учреждениях дополнительного образования. Даже самые смелые фантазии не могут предположить как изменится экономика в ближайшее время благодаря появлению адаптивного производства. Когда мы размышляем над будущим и проектируем его, должны четко понимать, что это, прежде всего задачи системы образования.

Что лежит в основе опережающей модели образования? Это, прежде всего, системный подход, взаимодействие бизнеса, науки, образования, государства, эффективная система непрерывного образования

Что относится к навыкам и компетенциям ХXI века, обеспечивающим успешность, рост производительности труда и экономики – это базовые навыки: чтение, математическая грамотность, финансово-предпринимательские, естественно-научные знания, культурная и гражданская идентичность, общеобразовательная и общекультурная подготовка, крайне необходимая в современном мире. Именно эти навыки и компетенции позволяют решать сложные задачи в условиях очень высокой неопределенности. Об этом сегодня будет говорить Александр Григорьевич Асмолов. Критическое мышление, творческое мышление, умение общаться и работать в коллективе, конечно, личностные качества человека, которые помогают ему адаптироваться к тем стремительным изменениям, в условиях которых мы живем. Любознательность, инициативность, настойчивость, лидерство, социальная, культурная включенность в общественную жизнь. Уже при разработке стандарта мы закладывали переход от догоняющей к опережающей модели образования. Это ориентация на перспективные запросы общества.

В основу стандарта мы положили «Стратегию 2020» (прим. «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года»): формирование у обучающихся стремления к постоянному обновлению знаний; развитие единой информационной образовательной среды; новые технологии, средства обучения; финансовую эффективность образовательных организаций и как результат – профессиональных, и мобильных конкурентных выпускников.

Что лежит в основе опережающей модели образования? Это, прежде всего, системный подход, взаимодействие бизнеса, науки, образования, государства, эффективная система непрерывного образования – отдельная тема для серьезной дискуссии, единая социокультурная образовательная среда, обеспечивающая равный доступ к образовательной услуге (мы эту тему с Александром Григорьевичем развиваем с 2007 года) и система управления качеством. Если говорить об опережающей модели, мы не можем вырывать образование из контекста социально-экономической жизни субъекта федерации и страны в целом.

Инновационная «знаниевая» экономика складывается из сотрудничества бизнеса, образования и науки. Образовательная деятельность соответствующей инфраструктуры, я еще раз подчеркиваю, непрерывное образование. Научная деятельность: от фундаментальных исследований до прикладных, и подготовки кадров высшей квалификации при соответствующей научной инфраструктуре. На пересечении образования и науки возникает инновационный ресурс, инновационная деятельность в субъекте федерации, в стране в целом, это разработка, внедрение и продвижение новейших разработок, привлечение финансовых ресурсов и правовая защита коммерчески-значимых результатов.

Если говорить об эволюции образования, то надо начинать с «персонализации» (этот термин родился где-то в 2006–2007 году) – формирование личного персонализированного образовательного пространства и личного познавательного профиля ученика. На сегодняшний день ученики сами участвуют в создании индивидуальных учебных планов, персонализированных учебных планов, в зависимости от интересов и особенностей могут варьировать от решения математических задач до 3D-моделирования и прототипирования. Для обеспечения оценивания используются автоматизированные системы. И, конечно, главное – это сотрудничество учителя и учащихся.

Школьная система меняется полностью, расширяются образовательные границы, школа становится открытой для инноваций, реализуются новые идеи, подходы, технологии.

Это, безусловно, очень серьезно поднимает планку для учителя. Это новые условия работы. И учитель, сосредотачивается на процессе обучения и на технологиях, которые обеспечивают персонализацию для учащихся. Появились роботы, и помогают отрабатывать несложные упражнения. Создаются программы, которые позволяют отслеживать эмоциональное состояние учащихся, вовремя его корректировать, отвечать на их запросы. Расширяется функция учителя вне школы, учитель-исследователь, коучер, тьютор, повышается социальный статус педагога. Вот все это, конечно, я надеюсь, получит свое отражение в наших секциях, посвященных профессиональному развитию педагога.

Современный класс и современная образовательная среда – это творческая мастерская формирования креативности. Цифровой класс, это уже 1:1, это 24/7, это электронные курсы, интерактивные доски, предметы со встроенным интеллектом интернет вещей, виртуальная лаборатория, которая позволяет моделировать любые ситуации, и игровые симуляторы, «Технорама» (синтез технологий, робототехники, 3D-печати, программирования).

Школьная система меняется полностью, расширяются образовательные границы, школа становится открытой для инноваций, реализуются новые идеи, подходы, технологии. Один из важных аспектов – сотрудничество школы и бизнеса, это когда – бизнес начинает отбирать и готовить к профессии детей начиная со школы. Но сегодня система образования не в полной мере отрабатывает свои задачи. Но уже появляются корпоративные университеты, корпоративные кафедры, корпоративные школы и даже появился первый корпоративный детский сад. И это не для того, чтобы сотрудникам дать возможность пристроить малыша для присмотра, а чтобы подготовить кадры для предприятия. И это серьезно, это вызов государственной системе образования.

Если говорить о вызовах России в ХХI веке – это, конечно, определение перспективных рынков, для которых необходимо готовить кадры: биотехнологии, энергетика, робототехника, IT. В этом случае, мощь страны определяется, прежде всего, ее способностью генерировать уникальные предложения и быть привлекательной для граждан и бизнеса. Инвестиционный климат, комфорт – вот то главное, что определяет успешность любого государства в современном мире. Мы пошли, в том числе, по пути исследования, что же такое «образовательный кластер»? Потому что программа социально-экономического развития субъекта федерации, стратегия развития до 2030 года предполагает кластерный подход к развитию экономики, соответственно кластерный подход к развитию системы образования. Кластер – это объединение нескольких однородных элементов, которые может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Но «образовательный кластер» предполагает организацию образовательного процесса на всех уровнях образования, обеспечивающего запросы личности, общества, государства, бизнеса, повышение качества образовательной услуги и развитие «человеческого капитала» на данной территории. Образование становится ключевым элементом территориального развития.

Мобильное образование – это реальная персонализация и оценка результатов. Мобильное образование – это мгновенная обратная связь.

Принципы формирования территориального образовательного кластера: это система обучения, взаимообучения, самообучения в инновационной системе; это цепочка «образование – наука – технологии – бизнес», и в данном случае это сотрудничество – «бизнес должен жениться на образовании и эта пара должна произвести тот продукт, который обеспечит рост благосостояния граждан и успешность субъекта Российской Федерации». Бизнес формирует заказ на образование – система образования отвечает соответствующими планами и программами обучения, подготовкой профессиональных кадров. Можно привести пример инженерного кластера (это мы разрабатываем с одним из субъектов федерации), когда инженерный центр раннего профилирования начинает формироваться с дошкольного (детсадовского) возраста (Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре). Там тесно взаимодействуют школы и детские сады с точки зрения обучения дошкольников робототехнике силами самих школьников, это система дополнительного образования, заточенная на это направление и якорные предприятия отрасли, которые формулируют этот социальный заказ. В результате формируется творческая, активная, целеустремленная личность, готовая жить и трудиться в этом субъекте федерации, поскольку знает, что будет работа, будет определенная зарплата, будут те условия, которые необходимы для реализации их жизненных запросов.

Соответственно, с точки зрения инженерного образования мы выстраиваем основные образовательные программы сквозных образовательных организаций, заточенные на это направление. Это не значит, что все должны быть инженерами. Это означает раннее выявление склонности к инженерной подготовке, которое предполагает в том числе широкую гуманитарную подготовку. Здесь появляется связка «СПО – ВУЗ – рынок труда», потому что в том же самом Комсомольске-на-Амуре мы увидели разрыв между местным техническим университетом и работодателем. Университет работает на себя, работодатель не всегда понимает, какого работника он получает.

Безусловно, очень важной чертой современного общества является мобильность. Мы с вами не сразу сообразили откуда появилось слово «персонализация». Недавно я понял, что персонализация началась с появлением «персонального компьютера»? Просто с мобильным устройством персонализация стала реальной, зримой, ощутимой нами повседневно. Я думаю, все ощущает панику, если у нас ломается смартфон или забываем его дома, мы выпадаем из нормальной жизни. Надо понимать, что это самое перспективное направление в области применения в ИКТ образовании: сегодня 3,2 млрд мобильных абонентов – это более 7 млрд симок, т.к. люди имеют по два телефона.

Мобильное образование – это реальная персонализация и оценка результатов. Мобильное образование – это мгновенная обратная связь. В чем прелесть мобильности? Я хочу сейчас и немедленно. Я часто в аудитории задаю вопрос, сколько у вас уйдет времени на то, чтобы выяснить какой спектакль сегодня показывают в большом театре вечером? Оказывается, не более секунд 10, да? Так быстро сегодня удовлетворяется любой запрос.

…успешность страны на мировой арене зависит от того, насколько быстро и эффективно система образования ответит на эти вызовы. В противном случае эта гонка будет нами проиграна.

Мобильное образование – доступность обучения в любом месте, в любое время, в любом темпе, это ситуативное обучение. Образование, в зависимости от конкретного контекста человека. Это эффективное использование времени на уроках в классе – перевернутый класс. Представляете, мы до сих пор с нашими учебниками живем в ситуации: учитель 20 минут излагает материал на уроке, потом ребенок вечером 20 минут, условно, тратит на то, чтобы еще раз это прочитать, а на следующий день 15 минут отчитывается о том, что учитель ему рассказал, а он прочитал. То есть вот эта модель образования однозначно уходит в прошлое, а внедряется совершенно другая модель взаимодействия учителя и учеников.

Конечно, мобильное образование имеет очень серьезные социальные аспекты: это формирование новых сообществ, это огромное количество дополнительных материалов, которые персонализируют процесс обучения, это социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Что характеризует образовательный процесс современного школьника? Он социален, как никогда. Второе, он безграничен. Третье, он персонализирован. В-четвертых, он технологически богатый. Но мобильное обучение — это не только использование смартфонов, а организация образовательного процесса на основе современных образовательных технологий с учетом новейших достижений педагогики и психологии. Поэтому мобильное образование – это эффективное управление, совершенствование взаимодействия всех участников образовательных отношений, оптимизация затрат.

И что мы получили в результате внедрения мобильного образования? Во-первых, у детей в течение одного года выросла компетенция в области работы с информацией, критического системного мышления, стремление к новому, активная гражданская позиция и т.д.

А что говорит учитель? «Ученики мне стали больше помогать в работе с техникой», «поменялся стиль моего преподавания», «нашлись новые точки соприкосновения помимо урочной деятельности», «стало легче понимать детей».

А что сказали родители? «Я не мешаю своему ребенку самостоятельно учиться», «учу уроки вместе с ребенком». Вот, наверно, главные достижения, которые есть сегодня.

Уважаемые коллеги, когда мы говорим про современное образование, запросы общества, запросы экономики, мы должны понимать, что успешность страны на мировой арене зависит от того, насколько быстро и эффективно система образования ответит на эти вызовы. В противном случае эта гонка будет нами проиграна.