Cодержание школьного образования: вчера, сегодня, завтра

Cодержание школьного образования: вчера, сегодня, завтра

Cегодня мир переживает удивительно интересный период развития человеческой цивилизации — период перехода от его «печатного» этапа к «цифровому». Последний раз столь глобальную трансформацию человечество переживало 500 лет назад (появление печатного станка Гутенберга). Соответственно, тогда образование трансформировалось от вербального к печатному, а сегодня — к цифровому.

В последние годы в нашей стране с разной степенью интенсивности и накала идёт дискуссия, точнее разгораются страсти, о разработке нового содержания общего образования. А после поручения Президента страны по разработке единого содержания школьного образования развернулось обсуждение проблемы минимума содержания, разрабатываются концепции математического, филологического, географического образования, подготовлен историко-культурный стандарт, появились предложения по учебным курсам: шахматы, финансовая и предпринимательская грамотность и др.

Не хочется подробно останавливаться на всех вопросах развернувшейся дискуссии. Затронем лишь её некоторые аспекты, имеющие как методологический, общефилософский, так и прикладной характер.

Прежде всего, требует определения само понятие «содержание образования». В Российской педагогической энциклопедии (1999 г.) оно определяется как «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности».

Это определение и легло в основу «Обязательного минимума содержания образования» (1996 г.) и, соответственно, в основу определения стандарта образования (2004 г.) как обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Эта формулировка фиксирует «педагогическую целесообразность» отбора содержания образования и соревнование предметных «лобби» за «часы» преподавания, а также ориентацию результатов образования на оценочные процедуры (ЕГЭ и пр.).

С моей точки зрения, это существенная методологическая ошибка, резко смещающая акценты с быстро меняющихся внешних требований к результатам образования на механизмы и процедуры оценки этих результатов.

К сожалению, последняя позиция звучит сегодня в контексте создания системы мониторинга, которая включает в себя итоговую аттестацию в конце обучения на каждом уровне общего образования и промежуточные оценочные процедуры. Утверждается, что такая система позволит периодически обновлять ФГОС (т. е. если провести аналогию — «периодическая диагностика автомобиля является инструментом создания автомобиля следующего поколения»).

Давайте разберёмся, что определяет отбор содержания школьного образования. На основе чего даются ответы на главные вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ и КАК УЧИТЬ?

Образование сегодня должно стать важнейшим инструментом ценностного, социально-экономического, политического, культурного развития общества. Для этого образование должно, безусловно, носить опережающий характер, опираться на прогнозные требования экономики и социальной сферы страны как минимум в 10—15-летней перспективе. Это требует тесного взаимодействия государства, общественных институтов и бизнеса при проектировании ФГОС.

Исходя из этой логики, в начале разработки ФГОС второго поколения нами совместно с Институтом социологии РАН (Д. Л. Константиновский) было проведено широкомасштабное исследование запросов семьи, общества, бизнеса и государства к результатам общего образования (2005—2006 гг.).

Благодаря этому исследованию выявился серьёзный разрыв между деятельностью системы школьного образования и запросами семей, общества и государства, для которых приоритетными являются сформированность ценностно-смысловой сферы обучающихся, владение ключевыми компетенциями (универсальные учебные действия), основанными на предметных, межпредметных и междисциплинарных умениях. Результаты исследования отражены в разделе ФГОС «Требования к результатам» — личностным, метапредметным и предметным. В обобщённом виде они представлены «портретом выпускника» соответствующего уровня общего образования. Были отражены требования к неотъемлемым составляющим образовательного процесса — к внеурочной деятельности, финансируемой государством, и к системе дополнительного образования (эти требования впоследствии нашли отражение в Концепции развития дополнительного образования, утверждённой в 2015 г.). Сформулированы требования к системе воспитания и социализации подрастающего поколения.

Такой подход к трактовке содержания образования и стандартов был основан на результатах масштабной апробации введения ФГОС в Москве, анализ результатов апробации проводил В. В. Фирсов (в работе принимали участие О. Логинова, М. Леонтьева и др.).